Богат на православные события последний месяц лета. Но не стоит забывать, что не только церковные праздники в августе 2017 года отмечаются, также в этом месяце будет Успенский пост.
7 августа
• Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию святая Анна мирно скончалась в возрасте 79 лет в городе Иерусалиме, до Успения Богоматери
Анна-зимоуказательница (Анна холодная, Анна-холодница, Анна теплая, Анна летняя, Анна-зимоуказчик, холодные утренники, холодница).
Приметы на Анну, 7 августа: Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря. Если в этот день холодный утренник – зима будет ранняя и холодная. Если муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы. Много желудей на дубу – к теплой зиме. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь – зима снежная и теплая.
• Память V Вселенского Собора.
Успение праведной Анны
8 августа
• Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских
День Ермолая (Моисей, Ермолай). Ермолай – хлеба прибирай. Жатве конца-края нет, на четыре стороны Божий свет. На Ермолая обычно заканчивали жатву. Если кто не успевал, то звал более расторопных соседей и до ночи с поля не уходил. Чтобы не болела поясница, нельзя было передавать серп из рук в руки, если же кому-то требовалось дать серп, то его просто клали на землю.
• Преподобномученицы Параскевы — День Параксевы-Девы.
Приметы дня: Утром – холодная роса, а днем гремят небеса.
Считается, что в этот день выпадает целебная роса. С утра такая роса напитает листья и цветы и смоет пыль. А в полдень можно идти в поле, творить обряды и собирать целебную траву.
9 августа
• Святого великомученника и целителя Пантелеймона. Пантелеимон владел искусством врачевания. Святой был представлен императору Максимиану, и тот пожелал видеть его своим лекарем. Постепенно Пантелеимон стал обращаться к христианской вере. Однажды святой увидел ребенка, укушенного змеей. Целитель взмолился Богу. В ту же секунду ребенок открыл глаза, а змея разлетелась на куски. По доносу одного из завистников Пантелеимона схватили. Святого привели в цирк и бросили на арену ко львам. Но звери стали лизать ноги целителя. Тогда Пантелеимона было решено обезглавить. Палачи привязали святого к масличному дереву. Целитель начал молиться, один из мучителей ударил его мечом, но сталь превратилась в воск. Увидев такое чудо, палачи отказались продолжать казнь. Святой Пантелеимон попросил своих мучителей выполнить приказ императора. Палачи со слезами повиновались. Как только голова святого слетела с плеч, из раны брызнула кровь вперемешку с молоком, а масличное дерево расцвело.
Пантелеимонов день (Пантелеимон, Палей заживный, Пантелей Целитель, Пантелей, Палей, Палей – пали копны, Паликопы, день Пантелеимона-целителя, Целитель). На Пантелеимона кочаны оживали. В поле в этот день работать было нельзя – святой Пантелеимон «побьет громами» за неуважение. Хотя сам святой при жизни славился кротким и незлобивым нравом, вероятно, в народном представлении он соединился с языческим божеством Паликопом, которого в древности чтили как стража праздничных дней. Знахарки шли на луга, собирали травы и молились святому Пантелеимону, прося о помощи в их нелегком труде. Рвали целебную траву, думая о близких и загадывая о здоровье. Родившийся в этот день, становился хорошим врачом. К святому Пантелеймону обращаются, когда лечат болезни щитовидной железы.
• Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского
День Николая Кочанова (Николай Кочанов, Николай кочанский, Никола Кочанов, Кочанов день, кочанный, кочанский, кончанник, капустные щи, зажнивный день). Полагают, что в этот день капуста свёртывается в качаны. Хозяйки выходили в огород и молились Николаю Кочанову. А чтобы умилостивить святого, пекли в этот день первые пироги с капустой и раздавали их малым детям и старикам-странникам. Есть капуста – на столе не пусто. Что не доспело, то серп не берет.
• Преподобной Анфисы игумении и 90 сестер её.
10 августа
• Апостолов от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, диаконов.
День Прохора да Пармена (Прохор, Прохоры-Пармены, Прохоры и Пармены, день Прохора, Прохоров день). В этот день почитали кузнецов, очень уважаемых людей на деревне. Не раз приходилось крестьянам идти к ним на поклон, ведь чинили кузнецы серпы, ладили косы, подковывали коней. Отсюда и появилась поговорка:«Прохор соху и борону ладит». У кузнеца пудовый кулак не для драк. Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует.
На 10 августа не принято что-либо менять или брать взаймы. «На Прохора и Пармену не затевай мену», – говорили в народе и знали, что обмененная в этот день вещь обязательно сломается. «Не вещь получишь, а мороку». В старину твердо следовали этому правилу, даже купцы на Прохора не открывали своих лавок.
• Смоленской иконы Божьей Матери – Одигитрии (Путеводительницы) — 1046 год. Согласно преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. В 1046 году греческий император Константин IX Мономах этим образом благословил свою дочь, уезжавшую на Русь, чтобы стать женой князя Всеволода Ярославовича.
11 августа
• Мученицы Серафимы, во время гонения на христиан при императоре Адриане пострадавшей.
Серафима. Серафима на поле собирает зарницы, а жницы – рожь да пшеницу.
• Мученицы Феодотии и трех дочерей ее. Федотья.
• Мученика Каллиника.
Калинники (Калина, Каллиник, комельник, Калинин день). Около этого дня случаются морозы, вредные для хлеба. Особенно опасались заморозков в северных областях, оттуда и пошла поговорка: «Пронеси Господи Каллиника мороком (туманом), а не морозом». В некоторых областях России хозяйки с этого дня начинали печь пироги из калины. Со святого Каллиника птицы собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края.
Приметы дня, 11 августа: Если закалинит, т.е. похолодает, так и в начале сентября утренники будут холодными. Если на Каллиника туманы – припасай косы (или закром) на овес с ячменем. Если спелый овес во второй раз зазеленеет – осень будет ненастной. На Каллиника туман – к хорошему урожаю зерновых. Если ягод и орехов много, а грибов мало – зима будет снежной и суровой. Если в Калинов день не будет холодных утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит.
• Рождество святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Существует предание, что во время крещения младенец Николай простоял в купели три часа, никем не поддерживаемый. По прошествии времени святой принял сан и отправился в паломничество в Палестину. По дороге он воскресил матроса, упавшего с мачты. После непродолжительной болезни святитель, прославившийся многими чудесами, мирно скончался. Его мощи нетленны и обладают даром чудотворения.
12 августа
• Апостолов от 70-ти: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника.
День Силы (Сила, Силин день, Силуян, Силуан). Святой Сила в народном представлении соединился с древним языческим божеством Сильнобогом. В древности Сильнобог покровительствовал крепким, ловким мужчинами и был божеством кулачных боев, драк и воинских игрищ. Скорее всего, Сильнобог был одной из ипостасей верховного божества славян – Перуна. Так же как и Сильнобог, святой Сила наделялся великой мощью. Связано это было с тем, что к 12 августа пора было начинать сеять озимые, а ведь многие еще и с яровыми не управились. Во время страды нашим предкам была нужна действительно богатырская сила, чтобы вовремя справиться со всеми делами. Посеянная на Силу рожь, сильнее родится — лучшее время посева озимой ржи.
Считалось, что святой Сила еще и в целебные травы и коренья силу вкладывает. Особенно ценился крестьянами лопух. Его листья исцеляли от многих болезней, а колючки, положенные в подпол на картошку, отпугивали мышей и крыс. В этот день собирают листки лопуха, по три с каждого куста, не более. Высушенные на печке, они спсают от ломоты в костях и коленях. Прикладывать их надо три раза на три Спаса.
Приметы Силина дня, 11 августа: Если ягод рябины много – осень будет дождливая, а зима – суровая. Если ягоды рябины красные – следующее лето будет дождливым. Ветер порывами – к тихой погоде. Частые грозы в августе – к долгой осени.
• Мученика Иоанна Воина. Святой Иоанн Воин считается утешителем всех обиженных и скорбящих. Ему молятся, прося помощи в «житийских обстояниях». Считается, что этого святого боятся воры, поэтому если вас кто-то обворует, следует обращаться к Иоанну Воину. Этому же святому молятся о защите «от всех ненавидящих и обидящих, от всех враг видимых и невидимых».
13 августа
• Святого Иосифа Аримафейского. Святой Иосиф был членом синедриона, но не участвовал в вынесении приговора Христу, так как был тайным его сторонником. После смерти Спасителя он отправился к Пилату и упросил его отдать тело Христа. Иосиф при помощи святого Никодима снял Спасителя с креста и похоронил в Гефсиманском саду.
• Мученицы Иулитты.
Улита. Чтобы как следует заборонить поле, молились святой Улите. Улита – борона вырвет все корни сполна. Коли не заговоришь борону – не угодишь коню. 13 августа хлеборобы кланялись бороне, благодаря ее за помощь. Считалось, что с ней надо ласково поговорить, обтереть насухо и поставить под навес. В течение года крестьяне старались содержать свои орудия труда в чистоте, своевременно чинить – от этого зависел успех всей работы в поле. Борону же чтили в этот день еще и потому, что пора уже было землю под озимые готовить.
• Заговенье на Успенский пост.
• Праведного Евдокима Каппадокиянина.
Евдокимово заговенье (Евдоким, день Евдокима, Евдокимов день). Готовь гумна и овины – скоро хлеб молотить. На Евдокима засевай ржаное поле. К 13 августа появлялась первая репа. Ели ее свежую, вяленую и пареную, пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.
Приметы дня, 13 августа: Если туман быстро рассеивается в лучах восходящего солнца – хорошая погода установится надолго. Если паутина полетела – солнечная погода продержится еще долго. Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом – иди за грибами.
14 августа
• 7-ми мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елизара, Евсимона, Алима и Маркел,
матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.) — Маковей (Маккавей, Макей, Маковеев день, день Маковея, Маккавеи)
• Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
• Крещение Руси (988 г.)
• Празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Празднование установлено по случаю знамений от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы во время сражения князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
Первый Спас, Медовый Спас (Спас на воде, Мокрый Спас, Лакомка. Медовый праздник).
Первый Спас именовался мокрым, потому что в этот день отправлялись на озера и реки святить воду. На первый Спас бывают повсеместно крестные ходы на воду. После водосвятия крестьяне последний раз купались в реке. 14 августа приносили в церковь новый мед для освящения, отсюда название Спаса – Медовый. «Первый сот — сиротам, вдовам, больным». Только с этого дня разрешается есть мед. Пекут пироги с пшенной кашей и медом. «Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». Вместе с медом освящались овощи первого урожая и семена. Особое внимание уделялось семенам мака. Дикий мак использовался на Руси как средство от ведьм, достаточно было лишь обсыпать им углы дома. Несмотря на то что все Спасы приходились на время поста, праздновались они легко. На постном столе оказывались медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Существовал в этот день обычай помогать вдовам и сиротам убирать с полей хлеб. В этот день, по поверьям, ночью случается страшная гроза. Считается, что объединяются все светлые силы, чтобы уничтожить нечисть, разгулявшуюся на земле после Ивана Купалы. На Руси, еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому посвящали урожай и молились за удачный сбор и его сохранность.
Приметы на Медовый Спас, 14 августа: У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье. Дождь на Маковеи – пожаров не будет. Отцветают розы, падают холодные росы. На первый Спас святи колодцы. Во что Макавеи, в то и разговенье (28 августа). Грачи и скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса (14, 19 и 29 августа). Первый пролет журавлей.
• Начало успенского поста — Успенский пост установлен в память успения Божьей Матери и длится две недели – по 28 августа. По своей строгости он схож с Великим постом: запрещается употреблять все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу не едят даже растительное масло. Но истинным постником считается тот, кто избавился от зла в душе.
15 августа
• Священномученика Стефана, папы римского, и иже с ним.
• Перенесение мощей первомученика архидиакона Стефана
День Степана-Сеновала (Степан, Степанов день, Стефан-сеновал, сено в стогах, сеновал). Святой Стефан почитался как покровитель лошадей. Посвящали святому угоднику овес и сено, а самих животных поили водой, пропущенной через серебряное сито. Верили, что такой ритуал придаст им силу и красоту, сделает добрее и послушнее и убережет от происков нечистой силы. Для этой же цели в этот день лошадей поили освященной водой. В некоторых местах в ведро, из которого пьет лошадь, клали серебряную монетку, а потом подкладывали ее под ясли. Такую монету берегли и передавали по наследству от отца к сыну. Начинали косить новую траву, отаву — второе сено.
Приметы на Степана, 15 августа: Каков Степанов день, таков и сентябрь. Если в Степанов день дождь – будет мало пожаров, а картошка хорошо уродится. Если в Степанов день дует холодный северо-восточный ветер – худой налив хлеба будет. Если на Степана сухо – шесть недель будет сухо, а если дождь – будет он шесть недель. Если месяц народился, дождями омылся – потом дождя не будет, а как месяц рогами снова станет, да дождями омоется – тогда грибы пойдут. Если пауки сокращают размер сеток-ловушек – быть ветреной погоде.
• Блаженного Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца. Святой Василий родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда его мать пришла на молебен. Со временем отрок Василий был отдан в учение сапожнику. Однажды он предсказал скорую смерть купцу, заказавшему в мастерской сапоги. В шестнадцать лет святой встал на путь юродства. В любую погоду ходил он по Москве нагой и босой. В 1547 году он предсказал великий пожар в Москве.
Начало — Успенский пост
16 августа
• Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста — Исаков день (Исакий, Исак, малинник). Называли в народе Исакия малинником веря, что в этот день вызревает самая лучшая малина.
• Преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца — День Антона Вихровея (Антон, Антон-вихревей, вихровей, Исакий и Антон, вихревей, вихревеи). Вихревеем называли в народе Антония, вспоминая чудесное путешествие святого из Рима в Новгород. Согласно преданиям, огромный камень, на котором жил святой, унесло в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился недалеко от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. К тому же в это время на Руси часто случались сильные ветра, что предвещало снежную зиму. Приметы дня, 16 августа: Каков Антон-вихровей – таков и октябрь. Каков Исакий – таков и Никола зимний (19 декабря). Если дует ветерь с южной стороны и кружатся по дороге пыльные бури — жди зимы больших снегов. Если домашняя птица рано начала менять перья – холода наступят рано.
Успенский пост
17 августа
• Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна,Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина — День семи отроков (семь отроков Эфесских). Семь отроков семь дождей несут.
• Преподобномученицы Евдокии — День Авдотьи Малинухи (Авдотьи-сеногнойки, Авдотьин день, Авдотья, Евдокия, ягодница, Евдокия-огуречница, сладостница, малинуха, малиновка). В это время во многих областях России часто шли дожди, поэтому и прозвали Авдотью сеногнойкой. Зарядит мелкий дождичек на Авдотью и может потом целую неделю накрапывать. В народе говорили, что если выйти в это время на луг и прислушаться, то можно услышать стоны и вздохи, которые из стогов раздаются. Это Лядащий – дух сена и соломы – во сне ворочается, потревоженный дождем. Дух этот был безвредным, так как все время спал, зарывшись в стог сена. Во многих областях России продолжали собирать малину. Приметы дня, 17 августа: Какова Авдотья – таков и ноябрь. Если на Авдотью гроза – сена будет за глаза. Если на Авдотью сильные росы – льны будут серы и косы.
Успенский пост
18 августа
• Мученика Евсигния (Евстигния).
День Евсигнея Житника (Евстигней, Евстигней-житник, бессонник, калинники, малинники, луков день). В этот день заклинали мать–землю, чтобы не поселилась на скошенных полях нечистая сила. Выходили ранним утром на поля старики и старухи, поливали землю конопляным маслом и произносили заговор, адресуя каждую строчку одной из сторон света. После этого пузырек с остатками масла разбивали о землю, и участники обряда расходились по домам. Повсеместно заканчивали в этот день убирать урожай. Работали молча, потому что считалось, что, убирая снопы, нельзя болтать или ругаться – скотина зимой болеть будет. На Евстигнея начинали убирать лук. Из собранных луковиц сплетали длинные гирлянды и развешивали их в доме. Считалось, что они очищают воздух «от заразы, морового поветрия и иных прилипчивых болезней». Если на Евстигнея житника есть сырой лук с хлебом, солью и квасом, то будешь здоров и ликом светел. Лук да баня все правят. При падеже скота связки лука и чеснока вешали на шею лошадей и коров.
Примета дня, 18 августа: Каков Евстигней – таков и декабрь.
• Святой праведной Нонны, матери Григория Богослова.
Успенский пост
19 августа
Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа
Согласно преданию, Христос взошел на гору Фавор в сопровождении апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Неожиданно лицо его засияло, подобно солнцу, а одежда стала белее снега. Перед Христом предстали святые пророки Моисей и Илия. Затем на Господа опустилось светлое облако, закрывшее его от взглядов апостолов, а с неба раздался голос, провозглашающий, что Он есть Сын Божий.
Второй Спас, Яблочный Спас, осенины, Преображение
К этому времени поспевают уже многие «плоды земные». Поэтому крестьяне несли овощи и фрукты в церковь. Освященные яблоки несли потом на кладбище и клали на могилы родственников. К овощам и фруктам добавляли колосья и зерна нового хлеба. Их окропляли святой водой и совершали над ними молебен. Такие освященные «начатки» крестьяне берегли до следующего посева. Проводили в этот день обряд «засевания полей». По приглашению хозяев на поле приходил священник с иконами, кропил его святой водой, а один из почетных гостей, присутствующих при проведении обряда, бросал на ниву новые зерна. В старину было принято в этот день раздавать овощи и фрукты нищим, детям и старикам. Обычай этот соблюдался строго. Если же кто жадничал, то такого человека считали недостойным. С тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст». Считалось в народе, что чем больше нищих человек угостит в этот день, тем богаче будет у него урожай на следующий год. Осенинами этот день назывался потому, что проводили 19 августа обряд встречи осени. Всей деревней выходили вечером в поле и с песнями провожали заходящее солнце. Девушки, надкусывая 9 августа первое яблоко, загадывали на женихов.
Приметы на Преображение (Спаса), 19 августа: Каков Второй Спас – таков и январь. Второй Спас – бери рукавицы про запас, ушло лето от нас. Каков день на Второго Спаса – таков и Покров (14 октября). Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую. Со Спаса Преображения погода преображается. После Второго Спаса — дождь сеногной.
Успенский пост
20 августа
• Попразднество Преображения Господня.
• Мучеников Марина, воина, и Астерия, при императоре Галлиене пострадавших.
Пимнеы-Марины (Марина, Пимен). Пимены-Марины – не ищи в лесу малины. Спустя лето по малину не ходят. Славился в старину этот день добрыми делами. По обычаю 20 августа мыли больных и угощали их свежими овощами и фруктами, помогали вдовам и сиротам убрать несжатые хлеба, пекли пироги с яблоками и ягодами и относили их в приютские дома, навещали бедных и больных, прихватив с собой яблоки, пироги, ягоды и мед.
Приметы дня, 20 августа: Если аисты готовятся к отлету – осень будет холодной. Если пауки покидают паутину и прячутся в ближайшие укрытия – жди ухудшения погоды. Если вода в реке пенится – будет дождь. Красная заря при восходе солнца – к дождю. Красные облака до восхода солнца – к ветру, тучи – к дождю. На дубе много желудей – к холодной зиме. Облака в августе редкие – к ясной, прохладной погоде, расположены полосами – к дождю. Петухи поют дружно до солнечного захода и до первых звезд – на другой день будет хорошая погода.
Успенский пост
21 августа
• Святого Мирона Чудотворца, епископа Критского.
Мироны-ветрогоны (Григорий, день Мирона, Миронов день, Мирон, Мирон-ветрогон, ветрогоны). Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету (скоро уже осень). Как правило, этот день выдавался ветреным, поэтому и называли Мирона «ветрогоном». Это название пришло из глубокой древности. В старину на Руси ветрогоны почитались как внуки бога ветров Стрибога. Согласно христианским представлениям, ветер – это Божье дыхание: оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким. А вот в пыли, поднятой вместе с ветром, могла прятаться нечистая сила. Крестьяне верили, что по обочинам дороги живут злые духи – шиши, и когда поднимается сильный ветер, то это шиши свои свадьбы играют. Они представлялись крошечными существами, с маленькой головой и длинным подвижным носом. Ходили они плохо, но очень любили кувыркаться в пыльном вихре. Если же кто к шишам попадет, то затолкают они незадачливого путника, засыплют ему глаза пылью.
Ветры на Руси имели разные названия, в зависимости от местности. Например, на Севере северный ветер называли сиверок, сиверик, сивер, столбище; южный – полуденник, летник, ребровский, тепляк; восточный – всток; западный – средний; северо-западный – глубник, голоменник, побережник; юго-западный – паужник, меженник, шалонник; северо-восточный – полуночник, заморозник, рекостав, а юго-восточный – обедник. Ветер, который дул против своего обычного направления, называли на Руси противником.
Приметы дня, 21 августа: Каков Мирон – таков и январь. Сильная жара или сильные дожди – на всю осень. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: если тиха – осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей. Зашумит река, закричит лягушка – скоро будет дождь. Обилие ягод предвещает холодную зиму. Рябина грозна (много ярко-красных ягод) – зима морозна.
• Преподобного Григория, иконописца Печерского
Успенский пост
22 августа
• Святого апостола из 12-ти Матфея (Матфия). Матфей был одним из 70 учеников Христа, избранных самим Господом. После Вознесения Спасителя апостол Матфей был избран по жребию в число двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота. Согласно церковному преданию, Матфей мог исцелять больных и изгонять бесов.
Матвей (Матвей ненастный). Святого Матфея, или Матвея, особенно почитали купцы и зажиточные крестьяне из-за того, что с 22 августа начинали повсеместно готовиться к ярмаркам. В народе верили, что Матвей дает напутствие в торговле и остужает торопливость и суету, которые лишь вредят во время заключения сделок. Считалось, что с этого дня кончается летнее тепло. Отсюда и прозвище Матвея – ненастный. В деревнях старались 22 августа коров на луга не выгонять, верили, что в этот день змей сосет скотину и молока все равно не будет. Матвей ненастный – труд в поле напрасный.
Приметы дня Матвея, 22 августа: Летний дождь с осенним начинают спорить. Южный ветер с вихрями – к снежной зиме. Крутые вихри – к крутой зиме. Звенят спелые овсы – орехи поспели.
В этот день нельзя: Носить украшения из металла. Пить снадобья из трав, так как они источают яд и могут нанести немалый вред здоровью. Смотреть на луну, в каком бы она ни находилась положении. В противном случае у вас долго будет болеть голова. Кто будет сегодня потирать одну ладонь о другую, на некоторое время лишит себя прибыли. Если вам приходится ездить в общественном транспорте, постарайтесь не сидеть рядом с теми, кто лишен конечностей.
• Мученика Антония Александрийского — Антонов день (Антон).
• Преподобного Псоя Египетского.
• Собор Соловецких святых.
Успенский пост
23 августа
• Мучеников Римских: Лаврентия, архидиакона, Сикста, папы, Феликиссима и Агапита, диаконов, Романа. Святой Лаврентий обладал даром врачевания. Согласно преданиям, он не раз возвращал зрение людям, которые были слепы от рождения. Поэтому ему молятся, прося исцелить глазные болезни или вернуть зрение.
• Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца.
Лаврентьев день (Лавр, день Лаврентия, зоречник).
Приметы и обычаи на Лаврентия, 23 августа: Зоречник в воду глядит, алые зори по ней распускает. Зорьки – Богу свечки. Девушки еще до восхода солнца шли к родникам и умывались чистой водой, веря, что от этого станут еще краше. Роса, выпадающая на Лаврентия, считалась целебной. Этот день от глазных болезней спасает. В полдень крестьяне выходили на реку и смотрели на воду: вода спокойная, тихая предвещала ясную безветренную осень, а зиму сулила хоть и снежную, но не вьюжную. Но если вода покрывалась рябью, а по ее поверхности бежали барашки, то все оставшееся лето, да и начало осени будут идти дожди и дуть сильные ветра. Говорили в народе: «Осень и зима хорошо живут, коли в этот день вода тиха и дождик». Если на Лаврентия сильная жара или сильные дожди, так будет всю осень. Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
Успенский пост
24 августа
• Мученика Евпла, архидиакона — Евпл (козы).
• Преподобномучеников Василия и Феодора Печерских. Святой Феодор раздал свое имущество бедным и удалился в монастырь, где и поселился вместе со святым Василием. Много лет он вел праведную жизнь, но потом стал жалеть об утраченных богатствах. Однажды бес принял облик Василия и явился к святому Феодору, указав место, где разбойники зарыли сокровища. Феодор уже хотел было уйти из монастыря, но святой Василий вернулся, и бесовский обман был раскрыт. Поэтому на Руси молились святому Василию, прося избавить от греха сребролюбияю
Васильев день (Федор и Василий, святой Василий).
Обычаи на 24 августа: Ночь на святого Евпла считалась страшной. По поверьям, на могилах загорались огни, появлялись призраки, окрестности кладбищ оглашались воем и свистом. В самый разгар бесовского гулянья появляется белая лошадь. Она выходит из болот и бродит по погостам в надежде найти своего убитого хозяина-богатыря. Помогают ей в поисках покойники – воют, свистят, чтобы мертвый богатырь услышал и откликнулся. Вместе с белой лошадью бродят навьи – духи умерших, враждебно настроенные к людям. Говорят, что на Евпла навьи после полуночи моются в бане в четвертом пару, оставляя после себя птичьи следы на золе. Поэтому, чтобы задобрить злобных духов, им оставляли протопленную баню, обмылок и немного воды на дне шайки. Считалось, что 24 августа нечистая сила нападает на коз, устраивает «козьи переполохи». На этот день приходится пора стрижки овец, до больших холодов они должны были обрасти шерстью. Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.
Приметы дня, 24 августа: Дым без ветра бьет к земле – к дождю. Орехов много, а грибов мало – зима будет снежная и морозная. Этот день очень хорош для приворотов.
Успенский пост
25 августа
• Мучеников Фотия и Аникиту и многих с ними — Никитин день, Фока (Фотий поветный). На Никиту прибирались на поветях.
• Мучеников Памфила и Капитона, в Оливрии мечом усеченных — Памфил и Капитон.
Успенский пост
26 августа
• Перенесение мощей преподобного Максима Исповедника — Максимов день
• Святого Тихона Задонского
• Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» — В этот день обходили дом с иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», именуемой также «Страстная»
Успенский пост
27 августа
• Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы.
• Пророка из 12-ти Михея (VIII до Р. Х.). Пророк предсказал рождение Спасителя: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века»
Михеев день. Если на Михея тихий ветер — к ясной осени, если буран — к ненастному сентябрю.
Успенский пост
28 августа
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Церковное предание гласит, что Архангел Гавриил явился к Богоматери и возвестил о Ее скорой кончине. К назначенному сроку в доме Иоанна Богослова, где жила Мария после смерти Христа, собрались все апостолы. Они были перенесены из разных мест в Иерусалим на облаках. В положенный срок Богородица тихо скончалась, а через три дня воскресла и вознеслась на небо.
Успение, Большая Пречистая (успенщина, дожинки, Спожинки, госпожинки, оспожин день, складчины).
Приметы на Успение: С 28 августа начало молодого бабьего лета и до 14 сентября (н.ст.). Старое бабье лето — с 14 по 21 сентября.
Успение провожай – осень встречай. Если молодое бабье лето сухое, ведреное (солнечное) – жди ненастья в старое (с 14 сентября). На Успение огурцы солят, а на Сергия (8 октября) капусту рубят. С Успения солнце засыпает. Успение кончает дожинки. Перед Спожинками ходили на озера и реки наблюдать за водой: если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима — без метелей.
• Иконы Софии, Премудрости Божией
• Чтимые иконы Успения Божией Матери
29 августа
• Попразднование Успения Пресвятой Богородицы.
• Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В городе Едессе правил больной проказой император Авгарь. До него дошли слухи о чудесах, творимых Спасителем. Отчаявшийся правитель написал Христу письмо с просьбой приехать и вылечить его. С этим письмом он послал в Палестину придворного живописца Ананию, наказав ему написать портрет Спасителя. Анания прибыл в Иерусалим и увидел Господа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал живописца и, выслушав просьбу императора, велел принести воды и убрус (полотенце). Он умыл лицо и отер его убрусом, на котором отпечатался Божественный лик. Убрус был перенесен в Едессу. Авгарь исцелился, вытерев им лицо. В 630 году городом завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу. Наконец в 944 году Образ был выкуплен императором Константином Багрянородным и перенесен в Константинополь.
Третий Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас, Спас на полотне, Малый Спас (спожники, досевки). Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай уже собран и можно накрыть богатый стол). Петровка – глодовка (Петров пост такой же строгий, как и Великий), а Спасовка – лакомка. Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают. Третий Спас хлеба припас. Хорош Третий Спас – зимой будет квас. К празднованию Третьего Спаса начинали готовиться накануне. Хозяйки с вечера ставили опару, чтобы рано утром 29 августа испечь каравай из «новой» муки. Отсюда и одно из названий этого Спаса – Хлебный. Название «Ореховый» появилось из-за того, что к этому дню поспевали орехи. Орехи на Руси считались символом богатства. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (два или три ореха на одной веточке), то не будешь испытывать недостатка в деньгах. Заканчивали к Третьему Спасу сев озимых, поэтому этот день еще и досевками называли. Крестьяне целыми семьями приносили Богу моления, а потом хозяйки провожали своих мужей на работу с хлебом-солью. На телегу, в которой ехали на поле, обычно клали три снопа, а сверху мешки с рожью. Вечером дети бежали встречать сеятелей с горшками гречневой каши. Часто сеять шли всей деревней, а потом садились за стол, накрытый в складчину. Называли 29 августа еще и Спасом на полотне, вспоминая Нерукотворный Образ. В его честь в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка, на которой торговали различными тканями. Загадывали 29 августа о сроках посева яровых. Для этого брали зерна из трех колосков дожинного снопа и закапывали их в поле, в трех разных местах. После этого примечали: «Если раньше и лучше всходили зерна первого колоса, значит, посев должен быть ранним, если второго – средним, третьего – поздним».
Приметы на Третий Спас, 29 августа: Если на Третий Спас вода спокойна, то осень будет тихая, а зима пройдет без метелей. Если журавли улетают к Третьему Спасу – под Покров (14 октября) будут морозы; если нет – то зима будет поздняя. Ласточки отлетают в три Спаса.
30 августа
• Мученика Мирона, пресвитера.
Мирон-ветрогон, Мирон, ветрогоны, вдовьи помочи. На вдовий двор хоть щепку кинь. На Руси в этот день крестьяне шли к вдовам и помогали им по хозяйству: убирали во дворе, чинили забор, правили ворота, латали крышу. С миру по нитке – сироте (нищему) на рубаху. Помогали, кто чем мог. Возможно, поэтому человек, родившийся 30 августа, отличается мирным характером. Он всегда готов заступиться за людей или помочь ближнему.
Приметы дня, 30 августа: Начало листопада: первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз и черемуха. Если на Мирона утром туман и роса – погода будет стоять хорошая. На Мирона не отсеешь – на следующий год собирай лишь цветочки. Если покрывающие все небо облака постепенно уплотняются и темнеют – скоро наступит продолжительная плохая погода. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде. Ранний иней в конце августа – к богатому урожаю в следующем году. Летние птицы улетают – с ними уходит и лето.
Правила заготовок на зиму: Когда будете солить огурцы, вспомните, какого числа в этом году была Пасха. В это число и солите. Ни одна банка у вас не взорвется. Не солите поклеванные овощи, иначе будут болеть зубы. Помните, что солить и квасить нужно на молодой месяц, в четверг. У хозяйки не должно быть месячных и в этот день не должно быть ничьих похорон.. В день, когда будете делать заготовки, не ходите на кладбище и в церковь. Не произносите слово «черт» и не поминайте нечистых, когда будете солить огурцы, квасить капусту или варить варенье. В противном случае продукты будут издавать неприятный запах. Перед началом работы обойдите вокруг стола с Евангелием в руках и скажите: «Награди, Господи, нас едой,
Не дай моим огурцам взяться водой. Благослови, Боже, мою капусту (или то, что готовите). Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
• Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их.
• Преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Преподобный Алипий писал иконы даром, а если узнавал, что в какой-нибудь церкви образы обветшали, то поправлял их безвозмездно. Согласно преданию, те иконы, которые не успевал написать до конца святой, дописывали ангелы. Поэтому многие из его икон не гибли в пожарах — Алипий-иконописец
31 августа
• Мучеников Флора и Лавра. На Руси мученики Флор и Лавр (II) почитались как покровители домашнего скота, особенно лошадей.
День Флора и Лавра (досевки хлебный день, дожинки, лошадиный праздник). В этот день справляют лошадиный праздник. Крестьяне мыли избы, нарядно наряжались, обильно ели и пили. С лошадьми в этот день не работали, опасаясь накликать на них падеж. Даже седлать лошадей было не принято. Лошадей выводили к рекам и озерам, купали, а потом заплетали им гривы в косы и украшали лентами. После купания вели лошадей к церкви, где служился специальный молебен, после которого лошадей окропляли святой водой и даже окуривали ладаном. Тогда же хозяева кормили с ладони лошадей овсом. В благодарность за труд крестьяне преподносили священнику специальные хлеба, на которых оттискивались знаки в виде лошадиных копыт. Делалось это для того, чтобы уберечь лошадь – верную помощницу вкрестьянском труде – от болезней и происков злых духов. С Флора и Лавра – вечерние засидки (бабьи работы в избах при огне).
Приметы дня, 31 августа: Багрово-красная звезда – к дождю и ветру. Если воздух прозрачен – погода будет меняться к худшему. Если после ясного дня солнце село за тучи – жди ненастья. Низкие тучи – к худой погоде. Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным. Начало осенних утренних заморозков.