Медовый спас 2021 дата — 14 августа (1 августа старый стиль). Также праздник называется «Маковый» Спас, также Первый Спас — народный и православный праздник в первый день Успенского поста. В этот день совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение. Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.
Первый Спас имеет множество живописных названий: Медовый Спас, Спас на воде, Мокрый Спас, Спасовка, Спасовка-лакомка, Лакомка, Маковей (Маккавей), Медовый праздник, Пчелиный праздник. По современному календарю отмечается первый Спас 14 августа. По старорусскому же календарю праздник приходился на первое августа и знаменовал собой начало проводов лета. С этим днем связано немало примет, обрядов и поверий.
В этот день прихожане совершают к водоемам крестные ходы, а священники освящают в воду. Все делается в память о крещении Руси князем Владимиром, ведь по историческому описанию, окрещена Русь была именно в этот день. После освящения водоемов люди обязательно купались в них, веруя, что это надежно предохранит от недуга и порчи, а также поможет избавиться от грехов: «На Спаса в Иордани купаться — незамоленные грехи простятся». Купали в освященной воде и домашний скот, чтоб мор не случился. После мокрого Спаса скот вообще больше не купали, народное слово гласило, что в противном случае скотина не переживет зимних морозов, так как у нее «застынет кровь».
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. В день медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая, и после него есть мед разрешается. Россияне издревле уважали мед, ведь он один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
По народной примете, в день медового Спаса пчелы прекращают носить взяток с цветов: ульи уже и так наполнены до отказа. А значит, пасечник обязательно в этот день должен взять из ульев первый мед (это действие называется — «заламывать соты»), иначе соседские пчелы, перестав носить взяток, начнут таскать мед из того улья, где «пчельник сота не заломает».
«Заламывание» первых сот на пасеке в день медового Спаса представляло собой целый ритуал. Пчеловод одевался в чистую одежду и, перекрестившись, выбирал самый богатый медом улей, после чего подрезывал соты: «На Первый Спас макай в мед ножи». После чего перекладывал мед в новую деревянную посуду и относил в церковь, освятить. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Но прежде пасечник обязан был поделиться своим сбором:
♦ часть меда обязательно оставлялась в церкви, это «попова доля», ее дьяк собирал в заранее приготовленные деревянные емкости;
♦ часть шла на угощение нищим «На Первый Спас и нищий медку попробует!»), а также разносилась по домам бедных соседей;
♦ и, конечно же, как лакомство, отдавалась детям, которые в благодарность хозяину пели добрую песню-заклинание:
«Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить — божьих пчел водить,
Божьих пчел водить — ярый воск топить:
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение!»
Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, медовыми пирогами с пшенной кашей, медовыми наливками и медовым («медяным») квасом. С древних времен сохранился обычай из первой ржаной муки и освященного меда выпекать в этот день большой медовый пряник. Этими медовыми яствами разговлялись хозяева, ими же угощались и те, кто заглядывал к ним в гости.
Медовую выпечку этого дня обычно щедро приправляли маком. Ведь не только мед, но и мак собирали и освящали в этот день. Дело в том, что в день 14 августа почитается память семи библейских мучеников Маккавеев, созвучие имен и определило бытовую направленность дня: «Маккавей — мак вей».
Несмотря на то, что день считался праздником, народные гуляния в этот день устраивались лишь в Москве. В других городах и весях работы на этот день не прерывали, не до гуляний было. Ведь нужно и вспахать, и посеять, и сена вдоволь заготовить: «Август — каторга, да после будет мятовка», — говорили в народе. Во многих губерниях именно в этот день начинался ранний сев озимых:
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «Спас — всему час!»;
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Первый сев озимых сопровождался особыми ритуалами. Перед началом работ устраивались крестные ходы на поля и совершалось освящение семян ржи: их освящали либо в поле, либо у реки, где происходило водосвятие. Над семенами священник читала особую молитву. Освященные зерна каждый крестьянин перемешивал с остальным своим семенным зерном и лишь потом начинал сев. В ряде российских мест освященную горстку зерна с остальным зерном не перемешивали, а просто высевали в борозду первой.
С утра в каждой семье определяли, кто из домашних сделает почин. Это определялось следующим образом. По числу мужчин в семье (от малыша до старика), отваривалось соответствующее количество яиц, и за обедом смотрели, кому досталось более полное яйцо — тот и начинал посев (бросал в ниву первую горсть зерна). Считалось, что в таком случае и «урожай будет полнее». Правда, в некоторых российских губерниях сев начинал самый дряхлый старичок, которому, дав ему в руки горсть семян, говорили: «Посей ты, дедушка, первую горсточку на твое стариковское счастье!».
Подмечали, что в сырую погоду рожь сеять нельзя. «Как обмочило оглобли, так и поезжай домой», — говорили в народе. В день Первого Спаса люди были заняты не только севом, но и чисткой овинов и гумна под будущий урожай. Заботились не только о себе. Помогали работами вдовам и сиротам (устраивали «сиротские и вдовьи пумочи»), да при этом еще и угощенье с собой приносили, приговаривая: «Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас — за всех нас»…
Первый Спас называют еще и днем «Соломониды-бабушки» (Соломонии) — мифической повитухи Иисуса Христа. Соломонида особо почиталась матерями и женщинами, готовящимися стать матерью, а также знахарками и повитухами. Имя Соломониды нередко встречается в заговорах, которыми лечили детские болезни.
Особо почитали праздник Первого Спаса на Юге России, где овощи, фрукты и злаки созревают раньше, чем в остальных местностях и где к Первому Спасу уборка овощей и хлеба уже подходила к концу. В день Первого Спаса жители южных губерний освящали первые созревшие плоды и золотистые венки из созревших колосьев.
Погодные наблюдения и приметы
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. В первую очередь, обращали внимание на поведение аистов: если к отлету они начинают готовиться за неделю до праздника, то зима наступит рано и будет строгой, зато весна будет теплая.
Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.