10 августа 2017

Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Какой сегодня, 10 августа, православный праздник отмечает Церковь? Что сегодня за праздник церковный, который широко празднуется в народе и имеет давнюю историю, богатые традиции и приметы? На все эти вопросы мы ответим вам в данной статье.

Какой сегодня церковный праздник: 10 августа (28 июля по старому стилю), православная церковь празднует:

  • День памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»(Путеводительница);
  • День памяти Апостолов от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов;
  • День памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского;
  • Памяти Собора Тамбовских святых;
  • День памяти преподобного Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах;
  • День памяти мучеников Иулиана, Евстафия и Акакия;
  • День памяти преподобного Павла Ксиропотамского;
  • День памяти священномученика Николая Пономарева, диакона;
  • День памяти преподобномученика Василия (Эрекаева), иеромонаха;
  • День памяти преподобномучениц Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташикиной), монахинь, мучеников Арефы Еремкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милёшкина и мученицы Мавры Моисеевой;
  • «Одигитрия» Югская; «Одигитрия» Выдропусская; «Одигитрия» Костромская; «Одигитрия» Седмиезерная; Одигитрия Устьнедумская; Гребневская;«Одигитрия» Супрасльская; Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская); «Одигитрия» Шуйская;«Одигитрия» Устюженская; Одигитрия Соловецкая;«Одигитрия» Сергиевская (в Лавре); Одигитрия Кирилло-Белозерская; «Одигитрия» Христофоровская; «Умиление» Серафимо-Дивеевская; Одигитрия Святогорская;«Одигитрия» Воронинская; «Одигитрия» Аксайская — икон Божией Матери.

Какой сегодня, 10 августа, православный праздникКакой церковный праздник сегодня 10 августа 2017 года: Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г. ).

Сегодня мы особо прославляем Богородицу и Приснодеву Марию через почитание Ее Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), а также прославляем многие другие иконы Божией Матери, носящие имя «Одигитрия».

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой БогородицыСвятитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа (28 июля по ст.ст.) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября по ст.ст., когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

10 августа 2017, какой православный праздник сегодня по церковному календарю: Память Собора Тамбовских святых

Братья и сестры, сегодня мы говорим о святителе Питириме, епископе Тамбовском. Святой Питирим, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645  года в городе Вязьме. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно начал писать иконы и был глубоким знатоком церковного пения.

Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Иоанно-Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим. Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году, в возрасте 40 лет, его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года патриарх Иоаким вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия отличалась крайней нищетой и непросвещенностью народа. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар – ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но и сам участвовал в строительных работах. Большое внимание он уделял духовному просвещению. Тамбовский епископ устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами святителя собиралась библиотека духовной литературы. Святой Питирим неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

Архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова святитель Питирим многих привел к истинной вере. Родная сестра епископа, Екатерина, стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом за свою паству, святой Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Святитель много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на богослужении. В тех случаях, когда он не служил, он пел в хоре, научая клириков правильному церковному пению и чтению. Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским. Подобно великим подвижникам, святой архипастырь много времени уделял физическому труду: об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками святителя на месте своих молитвенных подвигов. Преставился владыка Питирим достаточно рано, в 1698 году, в возрасте 53 лет.

Тело святителя было погребено на нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святого Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. С 1819 года при храме стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных явлений. А 28 июля 1914 года святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Святителю отче Питириме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Какой сегодня праздник по церковному календарю, 9 августа 2017: День памяти Апостолов от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов;

  • Диакони честнии и самовидцы Слова, и сосуди избраннии явистеся веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии: темже днесь священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе.

Житие:
Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.
В книге Деяний Апостолов (6, 1–6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.
Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.
Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую кончину.
Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.
Святой Тимон был поставлен Апостолами во епископа города Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской Церкви говорит, что святой Тимон скончался распятым на кресте.
Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне (98–117), в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.

'); if("undefined"===typeof loaded_blocks_directadvert){loaded_blocks_directadvert=[]; function n(){var e=loaded_blocks_directadvert.shift(); var t=e.adp_id; var r=e.div; var i=document.createElement("script"); i.type="text/javascript"; i.async=true; i.charset="windows-1251"; i.src="//code.directadvert.ru/data/"+t+".js?async=1&div="+r+"&t="+Math.random(); var s=document.getElementsByTagName("head")[0]||document.getElementsByTagName("body")[0]; s.appendChild(i); var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_directadvert.length){n(); clearInterval(o)}},50)} setTimeout(n)}loaded_blocks_directadvert.push({adp_id:e,div:t})})(1098528)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here